Сборные модели самолетов. Двухмоторный пассажирский самолет Ли-2 (ПС-84)

<< Назад
Двухмоторный пассажирский самолет Ли-2 (ПС-84)
   Ли-2 (ПС-84) - двухмоторный пассажирский самолет, выпускался в СССР с 1938 г. по лицензии пассажирского (транспортного) самолёта фирмы «Дуглас» DC-3.
   Ли-2 не являлся точной копией оригинала: размеры и толщины материала американского самолета ДС-3 были переведены в метрическую систему, затем все элементы конструкции пересчитаны по отечественным нормам прочности. Далее осуществлялась переделка самолета под отечественное электро, радио и аэронавигационное оборудование. Работой руководил В.М. Мясищев. При производстве этой машины впервые в СССР был применен плазово-шаблонный метод для серийного выпуска самолетов. С сентября по декабрь 1939 года машина успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к выпуску. Машина получила обозначение ПС-84 (Пассажирский самолет завода № 84), а с сентября 1942 г. получил обозначение Ли-2 (по имени главного инженера завода Б.П. Лисунова, руководившего внедрением). Самолет хорошо себя зарекомендовал как пассажирский и транспортный, был надежен, экономичен, прост и удобен в пилотировании и эксплуатации.
    Экипаж состоял из четырех человек: два летчика, радист и стюардесса. Первоначально в самолете было 14 пассажирских мест, потом их число увеличили до 21.
   По конструктивной схеме самолет представляет собой моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Крыло состоит из центроплана прямоугольной формы и двух отъемных частей трапецевидной формы. Элероны щелевого типа отклоняются дифференциально, имеют осевую аэродинамическую компенсацию триммер (на правом элероне). Для уменьшения посадочной скорости и облегчения взлета на крыле установлены щитки типа Шренка, управляемые гидравлическим способом. Горизонтальное и вертикальное оперение – свободнонесущее, имеет симметричный профиль у корня и у конца. Руль направления и рули высоты имеют осевую аэродинамическую и весовую компенсации и триммеры.
   Конструкция цельнометаллическая из дюралюминия Д16 с полотняной обшивкой рулей и элеронов. Фюзеляж - полумонокок стрингерного типа с относительно тонкой обшивкой, усиленной многочисленными легкими стрингерами-угольниками. Их 42 по периметру миделя фюзеляжа, они частично прерываются окнами, входной дверью и грузовым люком. Шпангоутов в фюзеляже 48, в основном легких рамных, листовых. Толщина обшивки фюзеляжа в основном 0,6 и 0,8 мм, в немногих местах 1,0, 1,2 и 1,8 мм. Шасси убирающееся. Крыло профиля NACA-2215 трехлонжеронное. Лонжероны крыла двутавровые, с листовой стенкой.
   Кабина самолета Ли-2 комфортабельна, хорошо освещена, имеет теплозвукоизоляцию, вентеляцию, оборудована отопительной системой, обеспечивающей температуру +12-15 С при температуре –30 С. Вдоль правого и левого бортов кабины имеются полки для мелкого багажа и головных уборов; плафоны-лампочки для индивидуального освещения и пепельницы. Управление самолетом двойное ( дублированное). Проводка управления тросовая. Для облегчения работы летчиков установлен автопилот АП – 42 А, а на самолетах с 330 й серии – АП - 45.
   Пассажирские кресла мягкие с регулировкой сиденья и спинки, обеспечивающие пассажиру полулежачее положение. На спинках кресел сзади имеются карманы для литературы. Кабина оборудована подачей свежего воздуха к месту каждого пассажира. В хвостовой части фюзеляжа находится туалетное отделение, гардероб для верхней одежды и заднее багажное отделение.
   Самолет оснастили советскими моторами М-62ИР взлетной мощностью 1000 л.с., максимальной мощностью 840 л.с. на высоте 1500м. Этот двигатель являлся «двоюродным братом» американского Райт «Циклон» SGR-1820-G2. Оба они представляли собой продукт совершенствования исходного SR-1820-F3, выпускавшегося в СССР под маркой М-25. Винты изменяемого шага тоже были отечественными, типа ВИШ-21 (автоматы). - Ли-2 с двигателями АШ-82 ФН. С их установкой существенно возросла скорость и взлетный вес. Моторы АШ-82ФН Обладали взлетной мощностью 1850 л.с., на второй расчетной высоте 460 м - 1460 л.с.
   Военная модификация отличалась от гражданской наличием внешних бомбодержателей, установленного снаружи бомбового прицела и оборонительного вооружения. При этом машина могла выполнять и транспортные функции.
    Лётно-технические характеристики Ли-2:
  • Длина, м 19,66
  • Размах крыла, м 29,98
  • Высота хвоста, м 5,16
  • Площадь крыла, м2 91,7
  • Двигатели Два М-62ИР
  • Мощность 2х1000 лс.
  • Макс. скорость, км/ч 320
  • Крейсерская скорость, км/ч 290
  • Дальность полёта, км 2560
  • Фюзеляж Узкий
  • Высота полёта, м 7350
  • Взлётный вес, кг 7700
  • Макс. взлётный вес, кг 10500

    Модификации Ли-2
  • ПС-84К — транспортно-десантный вариант. Опытный образец был разработан в июне 1939 г. по заказу ВВС и переделан из серийного пассажирского самолета. Кресла были сняты, пол салона усилен, по оси фюзеляжа установлены съемные лавки для 26 десантников. Груз размещали в отсеке и на внешней подвеске. В левом борту был выполнен широкий люк с открывавшейся вверх крышкой и подъемным краном. Максимальная нагрузка составляла 2400 кг. Серийно не строился.
  • ПС-84И — санитарная модификация. В варианте санитарного в салоне в три яруса помещались носилки, всего самолет брал 18 носилок, три сидячих раненых и санитара. До начала серийного выпуска в санитарный вариант было переоборудовано около десяти американских DC-3. Вооружение не устанавливалось.
  • Ли-2 - новое обозначение самолета с сентября 1942 года. Пассажирские самолеты больше не строились. Самолеты военного времени, выпускавшиеся с января 1942 г., подверглись значительным упрощениям. Изменения вносились постепенно, по сериям. Практически все Ли-2 военного применения оснащались 8-мм бронеспинками кресел, вооружением и бомбодержателями. Устанавливался примитивный визирный прицел, который впоследствии был заменен бомбовым прицелом оптического типа. На внешней подвеске самолет мог брать 1000 кг бомб. В состав экипажа входило шесть человек два летчика, штурман, борттехник, радист и стрелок. С 1944 г Ли-2 выпускался как многоцелевой самолет военного назначения. Кроме основного (бомбардировочного) варианта мог использоваться в качестве санитарного, десантного или транспортного. В грузовой кабине, расширенной за счет передних багажников, усилили пол, оборудовали большой грузовой люк по левому борту. В ней легко (бортмехаником за 10 минут) можно было установить 18 носилок в три яруса, три откидных сиденья позволяли размещать двух легкораненых и санитара. Откидные фанерные лавки по бортам фюзеляжа позволяли размещать десант. Грузы, общим весом до 3000 кг, на фанерном полу крепились с использованием 14-ти швартовочных узлов. Экипаж сократился до четырех человек, двух пилотов, радиста и бортмеханика.
  • Ли-2НБ - ночной бомбардировщик. Переделка базового Ли-2. Оборонительное вооружение стандартное — турель УТК-1 сверху и два ШКАСа в бортовых люках. Подвеска бомб на нем осталась наружной, рассчитанной на четыре бомбы по 250 кг. Размещение членов экипажа изменили. Радист располагался в переднем багажнике за спиной правого пилота, а штурман слева, у запасной двери, которую теперь сплошь остеклили, превратив в большое окно. Дверь была выпуклой, и за ней разместили бомбовый прицел НКПБ-7 (ночной), смотревший в нижнюю секцию двери, остекление которой откидывалось для улучшения обзора. Несколько усовершенствовали радиооборудование. Вместо отечественного радиополукомпаса РПК-2 поставили американский Бендикс MN-26C, радиостанцию РСБбис сменили на РСР-1.
  • Ли-2 (2М-88) - небольшая серия, выпущенная в 1943 году, отличавшаяся лишь типом двигателей, мощностью по 1100 л.с. и вооружением, один турельный пулемет ШКАС, который впоследствии заменили на УБТ. Мог перевозить 25 солдат. Развивал скорость до 350 км.
Фотогаллерея

Сборная модель "Советский транспортный самолет Ли-2"
Звезда.
Набор деталей для сборки одной модели советского транспортного самолета Ли-2. В состав набора входит: неокрашенный самолет; подставка; карточка отряда. Моделистам до 8-ми лет рекомендуется помощь взрослых. Масштаб 1:200.

В начало


Copyright © det-model 2010