Сборные модели самолетов. Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24

<< Назад

  Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. На Су-24 применили специальную аппаратуру, позволяющую ему производить полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч. Возможность такого полета значительно повысила выживаемость самолета в бою.
Проектирование саммолета началось в 1965 г под индексом Т-6 ударного самолета укороченного взлета и посадки. Компоновка первого варианта бомбардировщика Т-6 - треугольное крыло малого удлинения, комбинированная силовая установка: два маршевых двигателя в хвостовой части фюзеляжа плюс подъемные двигатели в районе центра масс самолета.
Однако, в связи с изменением требований ВВС к фронтовому бомбардировщику, работы по Т-6-1 вскоре были прекращены и ОКБ сконцентрировало усилия на разработке бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности. Стране требовался самолет, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления, со специальной аппаратурой, позволяющей ему производить полет с сгибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч.
Разработка бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии велась в КБ с 1966 г. вначале под тем же шифром Т-6, а в дальнейшем - Т-6-2И (2-й экземпляр Т-6 с изменяемой стреловидностью крыла).
Применение крыла изменяемой стреловидности обеспечило самолету хорошие характеристики в широком диапазоне высот и скоростей полета. В качестве базовых были определены углы стреловидности крыла в 16°, 35°, 45° и 69°, как оптимальные, соответственно, для взлета и посадки, крейсерского полета, режимов маневрирования и полетов на больших скоростях.
Первый полет Т-6-2И состоялся 17 января 1970 г., его поднял в воздух В.С.Ильюшин. Испытания этого самолета продолжались 6 лет, но решение о запуске нового бомбардировщика в серию под индексом Су-24 было принято на первом году испытаний, когда стали очевидными его преимущества перед Т-6-1. В конце 1970 г. взлетел третий опытный прототип Т-6-3И, а летом 1971 г. - Т-6-4И.
В 1972 г.Су-24 был принят на вооружение ВВС СССР, а в конце 1974 года первые Су-24 начали поступать в строевые части.
Су-24 - это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полёте стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы.
Кабина самолета - герметическая, вентиляционного типа, обеспечивает нормальную работу экипажа в высотных костюмах во всем диапазоне высот полета. Рабочие места членов экипажа с катапультируемыми креслами К-36Д размещены рядом: слева место летчика, справа - штурмана.
На приборной доске, панелях и пультах, установленных по бортам кабины, размещены приборы и аппаратура для управления и контроля работы самолетных систем, силовой установки, оборудования, вооружения, органы управления самолетом и двигателями. В распоряжении экипажа имеется 46 индикаторов, 206 сигнальных ламп и ламп-кнопок, более 20 рычагов, свыше 300 выключателей, АЗС, кнопок, переключателей и других органов управления. Внутрикабинное освещение выполнено красным светом. На самолетах начиная с N 14-11 кабина оборудуется шторками защиты от светового излучения (СЗ) и слепого вождения (СВ). Фонарь кабины состоит из неподвижной части и двух створок, откидывающихся назад - в стороны независимо друг от друга. Система управления створками фонаря обеспечивает эксплуатационное открытие и закрытие, а также аварийный сброс створок. Для защиты стекол передней части фонаря от обледенения установлена система обдува стекол горячим воздухом. Требуемые температура, давление воздуха и вентиляция в кабине обеспечиваются системой кондиционирования. Герметизация кабины по периметрам откидных частей фонаря осуществляется в помощью надуваемых воздухом шлангов, по заклепочным швам и болтовым соединениям - нанесенным на внутреннюю поверхность кабины герметиком. Трубопроводы, тяги управления и электрожгуты выведены из кабины через герметичные выводы. Внутренняя поверхность кабины оклеена теп-лозвукоизоляционным покрытием. Система кондиционирования обеспечивает наддув и вентиляцию кабины, автоматическое поддержание давления и температуры, а также ручное ее регулирование, предохранение стекол фонаря от запотевания. От системы кондиционирования отбирается воздух для охлаждения и наддува блоков оборудования, охлаждения вооружения, наддува противоперегрузочных устройств и вентиляции костюмов членов экипажа. Воздух для системы кондиционирования отбирается за 14-й ступенью компрессора каждого двигателя. Основные агрегаты системы установлены в средней части фюзеляжа над топливным баком N 2. Кислородная система самолета обеспечивает работу членов экипажа, одетых в высотное спецснаряжение, в течение длительного времени при полете в загерметизированной кабине до высоты практического потолка и в разгерметизированной кабине на высотах до 10 км. Кратковременно в аварийном режиме система обеспечивает питание экипажа кислородом при снижении до безопасной высоты и при катапультировании с высот до практического потолка с автоматическим переключением на питание от блока кислородного оборудования катапультного кресла.
Шасси самолета трехстоечное, убираемое, с двухскатными колесами.
Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе. Самолет построен по классической схеме, и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой геометрии. Крыло самолета имеет мощную механизацию, включающую предкрылки, выдвижные двухщелевые закрылки и интерцепторы.
В качестве силовой установки применены ТРДДФ АЛ-21Ф3 с тягой по 7800 кГс на нормальном режиме работы и 11200 кГс - на форсированном.
Для уменьшения пробега Су-24 оснащен тормозным парашютом.
Поворотные консоли крыла имеют 4 фиксированных угла стреловидности по передней кромке: 16, 35, 45 и 69°. Неподвижный центроплан имеет стреловидность по передней кромке 69°. Горизонтальное оперение - цельноповоротное.
Система управления полётом бустерная , необратимой схемы, с жёсткой проводкой к дифференциальному стабилизатору и рулю направления. Интерцепторы – с электродистанционным управлением.
Целевое оборудование
Су-24 оборудован современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную БЦВМ. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-допплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н», бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС) и др.
На Су-24 устанавливалась прицельно-навигационная система ПНС-24. На Су-24М стоит её усовершенствованный вариант - ПНС-24М «Тигр» в состав которой входят также 13 подсистем, в т.ч.: импульсно-допплеровская РЛС «Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения УР, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория» и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолёты также оснащены БКО «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.
Вооружение
Су-24 имеет встроенную одну шестиствольную пушку калибра 30-мм (ГШ-30-6) или 23-мм (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.
Су-24 имеет 8 точек подвески вооружения (4 крыльевых и 4 двухбалочных подфюзеляжных держателя) . Два наружных крыльевых узла подвески независимо от угла стреловидности крыла постоянно расположены параллельно фюзеляжу.
Внешняя боевая нагрузка общей массой 8100 кг подвешивается на 4 подфюзеляжных и столько же подкрыльевых пилонов. Возможны следующие её варианты (на Су-24М):
  • 4 УР класса «воздух-поверхность» М-23 или Х-23М
  • 4 УР аналогичного класса Х-25МР/МЛ
  • 2 противорадиолокационные УР М-28
  • до 3 УР М-29Л/Т класса «воздух-поверхность»
  • 2 УР «воздух-РЛС» Х-31П
  • 2 противорадиолокационные УР Х-58У/Е
  • 2 УР «воздух-поверхность» Х-59
  • до 6 блоков УБ-32 по 32 57-мм НУРС С-5
  • до 6 блоков Б-8М по 20 80-мм НУРС С-8
  • до 6 блоков Б-13 по 5 122-мм НУРС С-13
  • 4 240-мм НУРС С-24
  • 4 340-мм НУРС С-25
  • 4 корректируемые авиабомбы КАБ-500Л/КР
  • 2 корректируемые авиабомбы КАБ-1500Л/ТК
  • 34 100-кг авиабомбы ФАБ-100
  • 30 250-кг авиабомб ФАБ-250
  • 9 500-кг авиабомб ФОБ-500М54/М62
  • 7 зажигательных авиабомб ЗБ-500Ш/ГД
  • 6 объёмно детонирующих авиабомб ОДРБ-500П
  • 8 разовых бомбокассет РБК-250
  • 4 разовые бомбокассеты РБК-500
  • 7 универсальных контейнеров КМГУ
  • 3 подвесные пушечные установки СППУ-6 с 23-мм шестиствольными пушками 9А-620 либо 9А-768 с боезапасом в 500 выстрелов
  • 2 3000-л и 1 2000-л ПТБ
  • до 4 УР малой дальности Р-60 для самообороны от воздушного противника
Летно технические характеристики:
Модификация   Су-24
Размах крыла, м  
  максимальный (69 град)   17,64
  минимальный (16 град)   10,37
Длина самолета, м   22,67
Высота самолета, м   5,92
Площадь крыла, м2  
  при угле 69 град.   51,02
  при угле 16 град.   55,16
Масса, кг  
  пустого самолета   21200
  нормальная взлетная   32300
  максимальная взлетная   39700
Топливо  
  внутренние топливо, кг   9800
  внутренние топливо, л   13000
  ПТБ   4 х 1250 или 2 х 3000
Тип двигателя   2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-ФЗ
Тяга, кгс  
  нефорсированная   2 х 7800
  форсированная   2 х 11200
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   1700  (М=1.6)
  на уровне моря   1400 (М=1.15)
Перегоночная дальность, км   3055
Боевой радиус действия, км   600
Практический потолок, м   11000
Макс. эксплуатационная перегрузка   6.5
Экипаж, чел   2
Вооружение:  одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М (500 патронов)
 Боевая нагрузка - 7000 кг на 8 узлах подвески
 Бомбы от 100 до 1500 кг, разовые бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2.
 Блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.
 УР класса Lвоздух-воздух¦ Р-55
 УР воздух-поверхность Х-23 и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
 до трех подвижных установок СППУ-6 с ГШ-6- 23М.
Модификации
  • Су-24 - исходный серийный вариант.
  • Су-24М - Су-24 оснащённый усовершенствованной прицельно-навигационной системой ПНС-24 «Тигр», системой дозаправки в воздухе. Прототип совершил первый вылет 24 июля 1977 г., а серийное производство началось в 1978 г.
  • Су-24МК - экспортный вариант Су-24М, отличающийся несколько изменённым БРЭО. Прототип был поднят в воздух в 1987 г, а серийная постройка - в 1988 г. Было выпущено около 90 машин.
  • Су-24МП - самолёт РЭБ,постановщик помех на базе Су-24М. Первый вылет в декабре 1979 г., серийное производство с 1983 г.
  • Су-24МР - фронтовой разведчик на базе Су-24М, первый вылет в сентябре 1980 г., выпускался серийно с 1983 г.
  • Су-24Т - дозаправщик
Фотогаллерея

Самолет "Су-24М"
Звезда.
Сборная модель. Не рекомендуется детям до 3-х лет. Клей и краски продаются отдельно от набора.

Самолет "Су-24"
Звезда.
Масштаб модели: 1/72. Размер готовой модели: длинна 320 мм.

Подарочный набор. Самолет СУ-24М
Звезда.
В наборе есть краски (17, 19, 20, 23), кисточка, клей. Модель самолета выполнена в масштабе 1/72. Сборная масштабированная модель самолета длиной 32 см
В начало


Copyright © det-model 2010