Немецкий средний танк PzKpfw III(T-III)

    Немецкий средний танк времён Второй мировой войны Panzerkampfwagen III или PzKpfw III (В советских исторических документах и популярной литературе Т-III). Танк разработан фирмой "Даймлер-Бенц" и с 1937 года поступал на вооружение танковых дивизий вермахта. К моменту нападения на СССР он являлся основной машиной "панцерваффе". PzKpfw III использовались на всех театрах военных действий – от Восточного фронта до африканской пустыни.
   В 1936 году 10 машин фирмы "Даймлер-Бенц" были переданы на войсковые испытания под армейским обозначением PzKpfw III Ausf. А (или Pz. IIIA).
   Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание.
    Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-мм+20-мм,а на модификациях J-О она уже составляла 50-мм+20-мм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски. Характерным для корпуса этого танка, как. впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.
   Танк PzKpfw III состоял из четырех главных элементов: корпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а детали каждого элемента соединялись заклепками и болтами. Внутри корпус машины делила переборка.
   В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III.
   Вторая опытная партия из 12 штук Ausf В имела уже совершенно другую ходовую часть с 8 маленькими опорными катками, напоминавшую Pz. IV. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf С ходовая часть была аналогичной, однако заметно улучшилась подвеска. Следует подчеркнуть, что все прочие боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными. Этого не скажешь о танках серии D (50 единиц), лобовая и бортовая броня которых была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 т, а удельное давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
   В 1938 году на заводах сразу трех фирм - "Даймлер-Бенц", "Хеншель" и MAN - началось производство первой массовой модификации "тройки" - Ausf. E. 96 танков этой модели получили ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19,5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с PzKpfw III. стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках. Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа. На танках PzKpfw III Ausf.Е ставили двигатель "Maybach" HL120TR мощностью 300 л.с. и 10-скоростную коробку передач "Maybach Variorex". Масса танка PzKpfw III Ausf.Е достигла 19,5 т. С августа 1940 г. по 1942 г. все выпущенные Ausf.Е прошли перевооружение, получив новую 50-мм пушку KwK38 L/42. Пушка спаривалась не с двумя, а только с одним пулеметом. Лобовую броню корпуса и надстройки, а также кормовую бронеплиту усилили, за счет 30-мм апплике. Часть танков Ausf.Е с течением времени прошла переделку до стандарта Ausf.F.
   В 1939 году начался выпуск танков PzKpfw III Ausf. F. PzKpfw-III-F.jpg Модификация Ausf.F представляла собой доработанную модификацию Ausf.Е. На танке стоял двигатель "Maybach" HL120TRM. Внешне танк новой модификации отличался от своего предшественника воздухозаборниками в передней верхней части корпуса. Первая партия из 335 машин получила 37-мм пушку и три пулемета, а около сотни последних машин изначально вооружили 50-мм пушкой KwK38 L/42.
   С апреля 1940 по май 1941 г. построили 600 PzKpfw III Ausf.G. Около 50 машин вооружили 37-мм пушкой, остальные вооружались 50-мм пушками. Для защиты от пехоты противника танки несли два пулемета MG-34. Толщина брони 21-мм-30-мм. На машинах этой модификации впервые применили новый смотровой прибор механика-водителя "Fahrersehklappe 30". Модифицировали башню, установив на крыше вентилятор и лючок для ракетницы. Командирская башенка стандартного типа, как на танках прежних модификаций. Большинство танков оснастили гусеницами шириной 360-мм, машины последней производственной серии получили уже гусеницы шириной 400-мм. Танки Ausf.G стали первыми машинами, оснащенными "ящиком Роммеля", монтируемым на задней стенке башни. В дальнейшем этот ящик стал стандартным элементом оснащения танка.
   В октябре 1940 года фирмы MAN, "Алкетт". "Хеншель", "Вегманн", MNH и MIAG развернули серийное производство танков версии Н. Толщина брони задней стенки башни танков PzKpfw III Ausf. H увеличилась до 50 мм. Аплицированная лобовая броня была усилена дополнительной броневой плитой толщиной 30 мм. В связи с увеличением массы танка и использованием гусениц шириной 400 мм на поддерживающих и опорных катках пришлось установить специальные направляющие, которые увеличили диаметр катков на 40 мм. Чтобы устранить чрезмерное провисание гусеницы, передний поддерживающий каток, который на танках версии G находился почти рядом с пружинным амортизатором, пришлось сместить вперед. Среди других усовершенствований следует отметить изменение положения фары на крыле, буксирных крюков, формы входных люков. Ящик с дымовыми шашками конструкторы перенесли под навес задней плиты силового отделения. У основания башни устанавливался угловой профиль, защищавший основание от попадания снаряда.
   В период с июня по декабрь 1942 года было выпущено 703 танка версии Ausf. L. По сравнению с предыдущими версиями новые машины имели усиленное бронирование пушечной маски, которая одновременно служила противовесом удлиненному стволу орудия KwK 39 L/60. Лоб корпуса и башни был защищен дополнительными 20-мм бронелистами. Смотровая щель механика-водителя и маска курсового пулемета MG 34 находились в отверстиях в лобовой броне. Другие изменения касались механизма натяжения гусениц, расположения дымовых шашек на корме танка под загибом брони, конструкции и расположения ходовых огней и размещения инструментов на надгусеничных полках, Смотровая щель заряжающего в дополнительном бронировании маски пушки была ликвидирована. Наверху броневой защиты маски имелось небольшое отверстие для осмотра и техобслуживания механизмов противооткатного устройства пушки. Кроме того. конструкторы устранили броневую защиту основания башни, которая находилась сверху на корпусе танка, и смотровые щели по бокам башни. Один танк версии L испытывался с безоткатным орудием KwK 0725.
    Танки модификации Ausf. М представляли собой дальнейшее развитие PzKpfw III Ausf. L и строились с октября 1942 по февраль 1943 года. По обе стороны башни устанавливались строенные дымовые гранатометы NbKWg калибра 90 мм, монтировался противовес пушки KwK 39 L/60, в боковых стенках корпуса были ликвидированы эвакуационные люки. Все это позволило увеличить боекомплект с 84 до 98 выстрелов. Выхлопная система танка позволяла ему без подготовки преодолевать водные препятствия глубиной до 1,3 м. Другие усовершенствования касались изменения формы буксирных крюков, ходовых огней, установки стойки для крепления зенитного пулемета, кронштейнов для крепления дополнительных бронеэкранов.
    Танки последней серийной версии получили обозначение PzKpfw III Ausf. N. Они имели такой же корпус и башню, как и машины версий L и М. Для их производства использовано соответственно 447 и 213 шасси и башен обеих версий. Главное, что отличало танк PzKpfw III Ausf. N от его предшественников, это 75-мм пушка KwK 37 L/24, которой вооружались танки PzKpfw IV версий A-F1. Боекомплект составлял 64 выстрела. PzKpfw III Ausf. N имели видоизмененную маску пушки и цельный люк командирской башенки, бронирование которой достигло 100 мм. Смотровая щель справа от орудия была ликвидирована. Кроме того, имелся ряд других несущественных отличий от машин более ранних версий. Производство танков версии N началось в июне 1942 года и продолжалось до августа 1943 года.
    В конце лета 1940 года 168 танков версий F, G и Н были переоборудованы для движения под водой и должны были использоваться при высадке на английское побережье. Глубина погружения составляла 15м; свежий воздух подавался шлангом длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5-м трубой - "шнорхелем".
    С июля 1944 года PzKpfw III применялся и в качестве БРЭМ. При этом на месте башни устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, были выпущены небольшие партии машин для подвоза боеприпасов и проведения инженерных работ. Существовали прототипы танка-тральщика и варианты переделки линейного танка в дрезину.
   Все танки PzKpfw III оснащались радиостанцией FuG 5, размещенной над коробкой передач, слева от стрелка-радиста. Дальность действия — 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ и светосигнального прибора.
ТТХ ранних модификаций Pz.Kpfw.III
Pz.Kpfw.III
Ausf.A
Pz.Kpfw.III
Ausf.B
Pz.Kpfw.III
Ausf.C
Pz.Kpfw.III
Ausf.D
Pz.Kpfw.III
Ausf.E
Pz.Kpfw.III
Ausf.F
Pz.Kpfw.III
Ausf.G
Размеры
Боевая масса, т 15,4 15,9 16,0 16,0 19,5 19,8 20,3
Длина, м 5,69 5,67 5,85 5,92 5,38 5,38 5,41
Ширина, м 2,81 2,81 2,82 2,82 2,91 2,91 2,95
Высота, м 2,34 2,39 2,42 2,42 2,44 2,44 2,44
Вооружение
Пушка 1 х 37-мм KwK 36 1 х 37-мм KwK 36 1 х 37-мм KwK 36 1 х 37-мм KwK 36 1 х 37-мм KwK 36 1 х 37-мм KwK 36 или 50-мм KwK 38 1 х 50-мм KwK 38
Пулеметы 3 х 7,92-мм MG-34 3 х 7,92-мм MG-34 3 х 7,92-мм MG-34 3 х 7,92-мм MG-34 3 х 7,92-мм MG-34 3 х 7,92-мм MG-34 2 х 7,92-мм MG-34
Боекомплект, выстрелов / патронов 150 / 4500 121 / 4500 121 / 4500 121 / 4500 131 / 4500 131 / 4500 99 / 2700
Подвижность
Двигатель Maybach HL 108TR 250 л. с. Maybach HL 108TR 250 л. с. Maybach HL 108TR 250 л. с. Maybach HL 108TR 250 л. с. Maybach HL 120TR 300 л. с. Maybach HL 120TRM 300 л. с. Maybach HL 120TRM 300 л. с
Удельная мощность, л. с./т 16,2 15,7 15,6 15,6 15,4 15,2 14,8
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 35 40 40 40 40 40 68
Запас хода по шоссе, км 165 165 165 165 165 165 165


ТТХ поздних модификаций Pz.Kpfw.III
Pz.Kpfw.III Ausf.H Pz.Kpfw.III Ausf.J Pz.Kpfw.III Ausf.L Pz.Kpfw.III Ausf.M Pz.Kpfw.III Ausf.N
Размеры
Боевая масса, т 21,8 21,5 22,7 22,7 23,0
Длина, м 5,41 5,52 5,52/6,28 5,52/6,41 5,52
Ширина, м 2,95 2,95 2,95 2,95 2,95
Высота, м 2,44 2,50 2,50 2,50 2,50
Вооружение
Пушка 1 х 50-мм KwK 38 1 х 50-мм KwK 38 1 х 50-мм KwK 39 1 х 50-мм KwK 39 1 х 75-мм KwK 37
Пулеметы 2 х 7,92-мм MG-34 2 х 7,92-мм MG-34 2 х 7,92-мм MG-34 2 х 7,92-мм MG-34 2 х 7,92-мм MG-34
Боекомплект, выстрелов / патронов 99 / 2700 99 / 2700 92 / 4950 92 / 3750 56 / 3450
Подвижность
Двигатель Maybach HL 120TRM 300 л. с. Maybach HL 120TRM 300 л. с. Maybach HL 120TRM 300 л. с. Maybach HL 120TRM 300 л. с. Maybach HL 120TRM 300 л. с.
Удельная мощность, л. с./т 13,8 14,0 13,2 13,2 13,0
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 64 40 40 40 40
Запас хода по шоссе, км 95 85 85 85 85

Фотогаллерея

Модель сборная "Немецкий средний танк Т-III" (G)
Звезда.
Точная модель-копия подходит как для коллекционеров, так и для игроков. Сборка без клея. Масштаб: 1:100.


В начало


Copyright © det-model 2010